Этот вопрос, конечно, один из самых важных для Заказчика…
Попробуем сказать о самом главном, наиболее интересном с практической точки зрения для Вас как - выражаясь компьютерным языком - пользователя металлопластиковых окон.
Для начала - таблица расчётных шумовых характеристик транспортных потоков на улицах городов и дорогах для условий движения транспорта в час "пик" (согласно табл. 27 СниП II-12-77)
Категория улиц и дорог | Число полос движения проезжей части в обоих направлениях | Шумовая характеристика транспортного потока, Lаэкв, дБА |
---|---|---|
1. Скоростные дороги | ||
6 | 86 | |
8 | 87 | |
2. Магистральные улицы и дороги общегородского значения: | ||
- непрерывного | 6 | 86 |
движения; | 8 | 85 |
- регулируемого | 4 | 81 |
движения | 6 | 82 |
3. Магистральные улицы и дороги районного значения | ||
4 | 81 | |
6 | 82 | |
4. Дороги грузового движения | ||
2 | 79 | |
4 | 81 | |
5. Улицы и дороги местного значения: | ||
- жилые улицы; | 2 | 73 |
4 | 75 | |
- дороги промышленных и коммунально-складских районов | 2 | 79 |
Вторая таблица - допустимые уровни звукового давления внутри помещений в зависимости от назначения этих помещений (согласно табл. 1 СниП II-12-77)
Назначение помещений | Допустимый эквивалентный уровень шума, дБА |
---|---|
1. Палаты больниц и санаториев, операционные больниц | 25 |
2. Жилые комнаты квартир, жилые помещения домов отдыха и пансионатов, спальные помещения в детских садах | 30 |
3. Классные помещения, учебные кабинеты, аудитории, залы заседаний и совещаний | 40 |
4. Офисные помещения | 50 |
5. Залы кафе, ресторанов, столовых | 55 |
6. Торговые залы, вокзалы, предприятия бытового обслуживания | 60 |
Как видно из этих таблиц, окна ( в нашем случае - металлопластиковые окна) должны понижать уровень шума минимум на 30, а лучше на 40-50 децибелл…
К счастью, уровень шума понижается с удалением от источника звука в геометрической прогрессии, и уже на расстоянии 50-100 он значительно ниже, чем непосредственно у дорожного бордюра, то есть в большинстве помещений вполне достаточно понижать уровень шума на 20-30 децибелл.
Для сравнения можно указать, что кладка из пустотелого кирпича толщиной в один кирпич снижает уровень шума на 60 децибелл, и то в диапазоне частот выше 1 500 Гц, а при более низких частотах - лишь на 30-40 децибелл, то есть легко понять, что перед металлопластиковыми окнами стоят непростые задачи по понижению уровня шума в помещении, с чем они в целом успешно справляются…
Ещё одна таблица - индексы изоляции (проще говоря, на сколько понижается шум) воздушного шума остеклением.
Обратите внимание на отличие индекса изоляции Rw, полученного при испытаниях в лаборатории под воздействием постоянного шума, не учитывающего специфики воздействия реального транспортного шума, и индекса Ra, который отражает реальные звукоизоляционные качества остекления.
Индекс Rw обычно указывается в рекламных целях, что не совсем корректно…
Конструкции остекления | Индекс изоляции Rw, дБ | Индекс изоляции Ra, дБ |
---|---|---|
Одинарные стёкла | ||
1. - 3 мм | 24 | 20,4 |
2. - 4 | 26 | 21,6 |
3. - 6 | 28 | 22,8 |
4. - 8 | 30 | 24 |
Однокамерные стеклопакеты | ||
5. - 3-10-3 | 30,5 | 24,3 |
6. - 4-10-4 | 33 | 24,3 |
7. - 6-10-6 | 34,5 | 26,7 |
8. - 3-20-3 | 33 | 25,8 |
9. - 4-20-4 | 34 | 26,4 |
10. - 6-20-6 | 36 | 27,6 |
11. - 4-10-6 | 36 | 27,6 |
Несколько общих закономерностей.
- Чем больше толщина воздушной прослойки в стеклопакете, тем эффективнее звукоизоляция такого металлопластикового окна.
- Чем толще стёкла, тем лучше звукоизоляция, но тем и тяжелее стеклопакет, что не всегда целесообразно с точки зрения надёжной работы фурнитуры металлопластикового окна.
- Если выбран двухкамерный стеклопакет, то для лучшей звукоизоляции лучше расположить среднее стекло не посередине, применив дистанционные рамки разной толщины, что ослабит резонансные звуковые явления в металлопластиковом окне.
- Иногда целесообразно использовать и стёкла разной толщины - опять-таки с целью лучшей звукоизоляции.
- Звукоизоляция параллельного-раздвижного окна значительно хуже по сравнению с традиционным поворотно-откидным.
- Самые лучшие результаты с точки зрения звукоизоляции даёт металлопластиковое окно конструкции "2+1", когда есть дополнительная створка с одинарным стеклом, однако такие профильные системы металлопластиковых окон пока в Украине массово не представлены.
Городской шум (в основном, конечно, транспортный шум) - коктейль звуковых воздействий на низких (20-400 Гц, к которым человеческое ухо малочувствительно), высоких (3 000-20 000 Гц, которые мы слышим несколько лучше) и средних (400-3 000 Гц, которые и вызывают наибольший дискомфорт) частотах.
Есть у транспортного шума одна неприятная для звукоизоляции металлопластиковых окон особенность - он по своей природе является низкочастотным, а как раз на низких частотах (20-400 Гц) металлопластиковые окна с точки зрения звукоизоляции работают плохо - говоря бытовым языком, звуковые колебания на таких частотах слишком велики, чтобы их могла погасить такая относительно немассивная конструкция, как металлопластиковое окно.
В практическом смысле это означает, что если металлопластиковое окно выходит прямо на оживлённую дорогу и расположено достаточно близко от неё (районы старой застройки, с узкими улицами и тротуарами), то любые мероприятия по увеличению звукоизоляции металлопластикового окна дадут лишь ограниченный эффект - при закрытом окне, конечно, будут отсекаться высокие и частично средние частоты (шелест листвы, шум ветра, дождя, разговор, различного рода звонкие звуки), но гул от автомобильного, трамвайного, железнодорожного движения и - особенно - звук взлетающих и идущих на посадку самолётов, будет, хоть и заметно ослабленный, но - прослушиваться.
Как показывает опыт акустического проектирования, низкие частоты хорошо изолируются только тяжёлыми, массивными конструкциями, имеющими высокую поверхностную плотность и хорошо работающими по закону массы. Поэтому повышение звукоизоляции металлопластиковых окон свыше 39-39 дБ возможно только за счёт применения массивных экранов или специальных архитектурно-планировочных решений.
Кроме того, необходимо указать, что металлопластиковое окно понижает уровень шума, конечно же, только в закрытом положении. Если окно открыто для проветривания то, к сожалению, ни о какой звукоизоляции нельзя говорить, поэтому в ряде случаев, для обеспечения постоянного шумопонижения, не зависящего от режима проветривания, целесообразно проектировать и выполнять принудительную систему вентиляции.
По материалам книги
И.В. Борискина и др., "Проектирование современных оконных систем гражданских зданий", Киев - 2005г., издатель Домашевская О.А.
Автор статьи - Позняк Игорь Федорович, директор фирмы "Норма-С"
Ещё статьи